Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве

Главная страница Тихвинская икона Божией Матери Икона "Всех скорбящих Радость" Святой Апостол Андрей Первозванный Святитель Феодосий Преподобный Серафим Саровский Слово прихожанам Расписание контакты

Более 300 лет храму Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве. Храм этот имеет долгую и многотрудную историю, о чем красноречиво свидетельствует его современный облик.

Основана церковь Тихвинской иконы Божией Матери в 1694 году на самом краю Москвы, в Сущевской слободе, в 5 верстах от Кремля. Как большинство Московских церквей, строящихся в то время на средства прихожан и доброхотных дателей, была построена на средства московского купца Ивана Федорова Викторова в 1696 году. Расписывался храм придворными живописцами, о чем упоминается в первоисточниках «древние образа храма, похожие на те, которые в иконостасе Успенского собора по личным крестам, по колориту и фигурам: Симеона Богоприимца, Иоанна Крестителя, Св. Ап. Андрея Первозванного, Свящ. Муч. Власия и др.».

Храмовая икона Тихвинской Божией Матери писалась одновременно с построением храма придворным живописцем, о чем свидетельствует надпись на иконе: «7203 года 11 марта сей образ писал Великих государей уставщик Феодот Феофанович сын Ухтомский в новопостроенную церковь во имя Пресвятыя Богородицы, что по конец Сущевской слободы, по обещанию Сретенского Собора...», что свидетельствует о значимости храма.

Приходская летопись

В XVII -XVIII веках Сущевская улица была основной трассой Сущевской слободы, а церковь - главным храмом этой слободы. Главенство храма подтверждается и гравюрой голландского путешественника К. де Брюона. На гравюре путешественник изобразил Москву 1702 года, где отчетливо виден храм с колокольнею в Сущеве. (По рекомендации Петра I К. де Брюон рисовал Москву с Воробьевых гор). В 1710 году с северной стороны храма был пристроен придел в честь Святого Апостола Андрея Первозванного.

С конца XVIII века огромные владения между Банковским переулком и Камер-Коллежским валом (ныне Сущевский) принадлежали вдове Действительной Тайной Советнице Надежде Васильевне Шепелевой. На территории имения, находившегося по соседству с церковью Тихвинской иконы Божией Матери, был огромный тенистый парк, состоящий из различных пород деревьев. Там же находился пруд, который именовался Васильевским, в память о юродивом Святом Василии Блаженном, который любил уединяться и этом парке. Являясь прихожанкой храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве, Н. В. Шепелева «Щедро наделяла богатыми вкладами свою приходскую Тихвинскую церковь». До 1812 года владения Н. В. Шепелевой и прилегающая местность именовалась Новым Сущевым и состояла из загородных домов родовитых фамилий: князей Вадковских, Скавронских, Ляпунова, Толстого и др.

Вид Храма
Вид Храма из Тихвинского переулка

Во время Отечественной войны 1812 года пожаром было уничтожено две трети построек города. «Император Наполеон, приказав сжечь Москву, совершил варварский поступок...». Во время пребывания неприятеля церкви Москвы были разграблены, разорены и поруганы. Бедствия войны не прошли и мимо Тихвинской в Сущеве церкви: «Означенная наша церковь с приделом Апостола Андрея Первозванного врагами веры и человечества ограблена и лишена своего благолепия. Святые престолы разорены». Главный придел церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери был поврежден очень сильно и к отправлению священнослужения была приготовлена только придельная церковь во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, «но как пособили прихожане и доброхотные датели придельная церковь возобновлена, иже к отправлению священноcлужения нужное приготовлено». 5 декабря 1812 года придел во имя Святого Апостола Андрея Первозванного был освящен заново, о чем в своем «Рапорте» сообщал «церкви Тихвинской Пресвятыя Богородицы, что в Сущеве», священник Тимофей Иоаннов.

Примечательно, что после Отечественной войны 1812 года решено было из 257 уцелевших храмов после пожара сохранить только 157, а остальные ввиду сложности ремонта разобрать, однако москвичи не разрешили разбирать и восстанавливали храмы на свои средства. К 1817 году в Москве насчитывалось уже 246 храмов. После 1812 года местность вблизи церкви Тихвинской иконы Божией Матери меняется: ее начинают заселять ремесленники, огородники - будущие прихожане, которые селятся в небогатых домиках. Но строений было еще немного и местность вблизи храма изобиловала рощами. «К северо-востоку, вблизи прихода Тихвинской церкви начиналась и темною широкою лентою терялась вдали сосновая Марьина роща, тогда еще никем не заселенная - любимое место гулянья небогатых москвичей, а на юго-востоке был «пустырь, через который хорошо была видна Москва «сияющая своими широкими глазами».

Летом 1820 года церковь Тихвинской иконы Божией Матери с приделом Святого Апостола Андрея Первозванного на средства Н. В. Шепелевой «снаружи возобновлена наилучшим образом, но колокольня при ней находящаяся осталась без поправки и благолепию церкви совсем несоответственна». В 1825 году стараниями богатой прихожанки была возведена новая колокольня. В эти же годы на средства Н. В. Шепелевой был сделан резной вызолоченный иконостас и написаны святые образы для иконостаса. Внутри стены были украшены писанием. Также ею были «пожертвованы облачения священнические и диаконовские, шитые по бархату золотом и жемчугом и таковые же покрова для священных сосудов». Храм был полностью восстановлен и обновлен. А в 1850 году с южной стороны храма симметрично северному приделу пристраивают придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», также на средства Н. В. Шепелевой.

К середине XIX века церковь Тихвинской иконы Божией Матери внутри и снаружи полностью возобновлена и расширена благодаря значительным пожертвованиям Н. В. Шепелевой. В храме теперь три придела: главный — во имя Тихвинской иконы Божией Матери и придельные — северный во имя Св. Ап. Андрея Первозванного, южный — во имя иконы «Всех скорбящих Радость».

После смерти Н. В. Шепелевой (1761-1854) ее владения переходят князьям Голицыным, а в 1900 году все владения по завещанию Голицыной А. В. переходят монастырю «Всех скорбящих Радость», основанному ею же в 1890 году. (Сейчас перед «Станкином» на ул. Новослободской стоит обезглавленный храм Всемилостивого Спаса, единственный уцелевший от монастыря).

Вид Храма
Вид Храма в 1881 году

Тихвинский храм искони был окружен особой людской заботой: его расширяли, подновляли, благоустраивали. В 1896 году подновляются украшенные живописью стены в главном приделе храма, в 1900 году возобновляется иконостас в этом же приделе ... и уже в это время предполагается увеличить храм, так как растет численность прихожан. Местность «Сущево» интенсивно застраивается. Наряду с постоянными жителями в местности проживает много артелей подрядчиков, которые в праздничные дни посещают храм, В связи с этим в начале 1901 года «Причт, староста и прихожане просят дозволить им расширить означенную церковь и перенести алтари на новые места «так как в праздничные дни храм крайне переполнен». Разрешение было получено из Московской Духовной Консистории. А уже в октябре 1902 года работы по расширению храма были завершены, о чем изложено в «Акте от 15 окт. 1902 г.» Классного Художника Дмитрия Виноградова. Церковь была капитально перестроена по проекту С. Яковлева на средства церкви, прихожан и доброхотных дателей, о чем в своем «Донесении» сообщал Благочинному местный священник С. Соловьев. Храм был значительно увеличен. Престол во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был освящен 25 октября 1902 года, накануне памяти праздника, совершаемой 24 октября. Престол во имя Св. Ап. Андрея Первозванного — освящен 29 ноября 1902 года, накануне празднования его памяти, которая отмечается 30 ноября. Освящение было совершено благочинным протоиереем Николаем Федоровичем Вознесенским.

В 1905 году внутри храма на средства прихожан Никиты Николаевича Королькова и Михаила Ивановича Никифорова устраиваются еще два придела; во имя Святителя Феодосия Черниговского и во имя Преподобного Серафима Саровского. Престолы были освящены благочинным протоиереем Н. Ф. Вознесенским 19 июля 1905 года — «в этот день православная Россия праздновала редкое духовное торжество — прославление Преподобного Серафима Саровского подвижника» спустя 70 лет после его кончины. (В этот день совершилось открытие многоцелебных мощей Преподобного о. Серафима и сопричтение его к лику святых). Для двух устроенных вновь приделов живописцем Кулаковым были написаны иконы Святителя Феодосия Черниговского и Преподобного Серафима Саровского, а мастером Стажаровой были выполнены серебряные ризы на эти иконы.

С этого времени в церкви Тихвинской иконы Божией Матери пять престолов: главный — во имя Тихвинской иконы Божией Матери и придельные — во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», во имя Святителя Феодосия Черниговского, во имя Преподобного Серафима Саровского. На колокольне храма было семь колоколов. Самый большой праздничный колокол весил 342 пуда, полилейный — 100 пудов, а остальные пять колоколов весом поменьше. Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть и только можно представить величественное бпагозвучание этих мощных семи колоколов.

На протяжении последующих лет вплоть до 1917 года храм постоянно подновлялся и благоустраивался стараниями церкви и прихожан: были переделаны своды трапезной части храма, отремонтирован мозаичный пол, живописцем Кулаковым был сделан 2-й ярус у вновь устроенных придельных иконостасов, живописцем Филипповым расписаны стены над иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и над иконой Св. Ап. Андрея Первозванного во вновь построенных боковых приделах; произведено подновление и промывка храмовой стенописи в главном приделе, перепозолочено паникадило... Двор храма был заасфальтирован. Храм располагал большой библиотекой, которая ежегодно пополнялась подписными изданиями духовной литературы. Храм подписывался на журналы и газеты, такие как «Троицкий листок», «Русский паломник», «Странник», «Душеполезное чтение» и др.

Но наступил 1917 год. После революции начались гонения на Церковь: храмы отбирают у верующих и используют их под склады, заводы, клубы, гаражи или просто сносят — древние памятники уничтожают, а «Памятник, — говорил Митрополит Филарет, — есть безмолвный проповедник, который и некотором отношении может быть превосходнее говорящего, потому, что не прекращает порученной ему проповеди, и таким образом доходит до целого народа и до многих последующих родов».

Колокола с колоколен уцелевших храмов сбрасывают и отправляют на переплавку — казалось, навсегда умолкли голоса сотен московских церквей. Преследуются священнослужители: только в 1919 году в заключении и ссылках находилось высшего духовенства 66 человек: 6 Митрополитов, 3 Архиепископа, 57 Епископов. Было вскрыто 59 мощей — шло глумление над Церковью.

В 1922 году по «Постановлению ВЦИК» от 22.02.22 г. из уцелевших храмов и монастырей изымаются церковные ценности. Высокохудожественная церковная утварь из драгоценных металлов, создаваемая веками народом, безжалостно уничтожается — все эшелонами вывозится на запад для распродажи как металлолом. Так в телеграмме от 22 августа 1922 года сообщается, что в витринах Риги «появилось значительное количество церковных ценностей привезенных из России, среди них обращают внимание: митра с бриллиантами, наперсные кресты, старинные иконы, церковные облачения в распоротом виде».... По «Акту от 5 апреля 1922 года» из церкви Тихвинской иконы Божией Матери было изъято 11 пудов 26 фунтов 54 золотника серебряных изделий. Прихожане церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Заявлении от 5 апреля 1922 года просили вернуть (взятые при изъятии ценностей 5 апреля) два старинных Евангелия 18 столетия и одну ризу с Тихвинской иконы Божией Матери как чтимую всеми прихожанами...» Возвращено, конечно, ничего не было. Никого из проводивших изъятие церковных ценностей не интересовали древние иконы старых мастеров, художественная ценность предметов. Цель была одна — изъять золото, серебро, драгоценности. Может это и спасло икону Тихвинской Божией Матери, которая сейчас возвратилась в свой храм в Сущеве (без ризы конечно).

В архивах сохранились документы, где описывается благолепие Тихвинской иконы Божией Матери в церкви в Сущеве до разорения, которому она подверглась 5 апреля 1922 года: «Храмовая икона Тихвинской Божией Матери Греческого письма, на ней: 1. Риза с венцом серебряная вызолоченная, весом двадцать пять фунтов и шесть золотников. На сей ризе агнец украшен множеством простых и мелких камней и несколькими таковыми же крупными. 2. Убрус на картине из жемчуга, в нем жемчуга крупного восемьсот зерен, весом тридцать четыре золотника, — среднего триста восемьдесят семь зерен, весом девять золотников, — мелких три с половиною золотника. Между сим жемчугом вделано а) на верхней части убруса три перстня золотые: первый перстень из них с бирюзовым в середине камнем, обложенным вокруг бриллиантами, коих числом двадцать один; второй украшен тридцатью семью бриллиантами, в середине коих изумрудный камень; третий — украшен, с осыпью розами шестнадцатью бриллиантами, в середине коих камень венюса; б) по сторонам шесть серебряных средней величины запонок: три из них украшены алмазами, коих числом двадцать пять, три — яхонтами, в двух из последних по одному изумруду; в) в нижней части небольшие запонки, в каждой из них по семь алмазов».

В 50-е годы начинают закрывать уцелевшие храмы и монастыри. Эта горькая участь не минует и храм Тихвинской иконы Божией Матери. 25 января 1955 г. выходит «Постановление № 73» Презид. Мособлисполкома «о закрытии церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве. А 31 января в культовую комиссию ВЦИК обращается совет «Православной Христианской общины Тихвинской в Сущеве церкви» — прихожане все еще надеются вернуть свой храм. В «Прошении» указывалось, что церковь обслуживает очень большую территорию: от Лазаревского кладбища до Башиловки и от Александровской площади до линии Виндавской железной дороги (ныне Рижская); также указывалось, что «храм посещают верующие, которые ранее обслуживались церквями: бывшего Скорбященского монастыря, б. Казанской, б. Миусского кладбища, б. Лазаревского кладбища и др. (К этому времени многие уцелевшие храмы и монастыри были осквернены или «ликвидированы»).

Вид Храма
Вид разрушенного Храма

Несмотря на убедительные просьбы прихожан 5 апреля 1955 года Президиум ВЦИК постановил «Церковь в Тихвинском переулке ликвидировать». Храм закрывают и отдают Станкоинструментальному институту (Станкину) под механические мастерские. Станкин перестраивает храм под нужды учебно-экспериментального завода. С этой целью внутри храма были сделаны три дополнительных перекрытия вплоть до восьмерика, сделаны вторые этажи в южном и северном приделах, а получившийся первый этаж был перепланирован — сделаны ряд нелепых перегородок. Алтари были осквернены — в них было устроено чугунолитейное производство, в связи с чем грунт в алтарях был пропитан мазутом на глубину 2 метров, стены также пострадали и частично были разрушены. Безжалостно уничтожена великолепная роспись стен. Снаружи к зданию храма были пристроены строения, а во дворе храма было нагромождение разного рода сараев, которые превращали территорию в огромную свалку.

С 1984 года церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве числится под № 557 как памятник архитектуры и стоит на государственной охране, но никаких мероприятий за эти годы по сохранению храма не предпринималось.

В 1991 году уцелевшие храмы возвращаются Московской Патриархии, поэтому Указом Святейшего Патриарха от 5 июля 1991 года протоиерей храма Преподобного Пимена Еремин Владимир Васильевич назначается настоятелем уцелевшего, но поруганного храма Тихвинской иконы Божией Матери, что в Сущеве, с продолжением служения в храме Пимена Великого. Но только через год 26 мая 1992 года Распоряжением Правительства г. Москвы храм Тихвинской иконы Божией Матери был возвращен. Возвращенный храм был настолько разрушен и изранен, что производил тягостное впечатление. Но возрождать храм надо было. Станкин не торопился вывозить свое громоздкое оборудование, которого насчитывалось более 200 единиц, поэтому первая всенощная и молебен в праздник Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля 1992 г. были совершены на небольшом пространстве, расчищенном от станков. С этого дня возобновляется церковно-приходская жизнь; по субботам вечером и накануне праздников стали совершаться всенощные, а в дни больших праздников по утрам — молебны: в остальное время ведется работа своими малочисленными силами по расчистке территории: из оскверненного главного алтаря храма был вручную вынут едкий, пахучий грунт, для вывоза которого потребовалось более 30 машин.

Единственный придел, который можно было за короткий срок подготовить к проведению Богослужения, был придел во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость», но он был заполнен все еще оборудованием. Наконец, в октябре Станкин вывозит оборудование, а уже через месяц 5 декабря 1992 года было проведено малое освящение придела во имя Божией Матери Всех скорбящих Радость» Благочинным протоиереем Владимиром Диваковым; в этот же день была совершена всенощная. К большой радости прихожан 4 декабря в день праздника «Введения во храм Пресвятой Девы Марии» была совершена первая Божественная Литургия. После почти 60-летнего поругания в храме возобновлено регулярное Богослужение: вновь звучит Слово Божие, возносятся молитвы, теплятся перед святыми иконами лампады — храм духовно возрождается.

8 июля 1993 года накануне праздника Тихвинской иконы Божией Матери была возвращена храмовая икона Тихвинской Божией Матери, которая находилась в храме Преподобного Пимена с 1935 года после закрытия храма в Сущеве. Удивительно, что эта икона является той древней иконой писанной для этого храма, чудом уцелевшая и возвратившаяся в свой разрушенный храм через 60 лет. В праздник Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля была совершена первая Божественная Литургия перед возвратившейся храмовой иконой. Образ Тихвинской Божией Матери, находящийся сейчас в нашем храме, издревле почитаемый, трогателен тем, что напоминает Чудотворный Образ Божией Матери, «благоизволившей явиться в 1383 году рыбакам над водою без земных украшений, которые позднее были принесены в дар усердием христиан».

Через некоторое время храм пополняется несколькими большими древними иконами, переданными из храма Преподобного Пимена; это иконы: Святителя Николая, Преподобного Серафима Саровского, Святого Благоверного кн. Александра Невского, Святого Великомученика Георгия Победоносца. С этих икон и началось пополнение церкви большими и малыми образами, попадавшими от прихожан и доброхотов-покровителей.

В 1999 году из Оптиной Пустыни были приведены частицы мощей 12-ти Старцев Оптинских (по нашей просьбе), а в 2000 году настоятель Храма протоиерей Владимир Ерёмин привез частицу мощей Феодосия арх. Черниговского, нетленные мощи которого находятся в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Чернигова.

В связи со скудным финансированием или вообще его отсутствием восстановительно-реконструкционные работы внешнего облика храма идут крайне медленно - храм огромный - более 800 кв. м и без государственного финансирование его восстановление затянется на годы. Внутри храма работы ведутся своими силами и на средства прихожан и доброхотных дателей. В конце февраля на средства благотворителей была закончена реставрация центрального придела храма и придела во имя апостола Андрея Первозванного.

А 2 марта 2002 года к большой радости прихожан было проведено малое освещение центрального алтаря и престола настоятелем храма «Большое вознесение» зав. канцелярией Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым.

Несмотря на разрушенность внешнего облика храма благодать Божия присуща этому святому месту - живет храм: идут службы, звонят колокола, поет хор.

Будем надеяться, что с помощью Божией под покровом древней иконы Тихвинской Божией Матери общими усилиями возродится храм и предстанет во всем былом величии - потому что нужен храм людям.